Наставничество-процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества;
форма взаимоотношений между учителем и учеником…
Наставничество осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив…».
Педагогический энциклопедический словарь. 2012
Наставничество в школе играет ключевую роль в профессиональном развитии молодых учителей. Оно не только помогает новичкам адаптироваться к школьной среде, но и способствует обмену опытом и знаниями.
Кто организует? Наставники – педагоги со стажем, которые делятся своими наработками, помогая начинающим коллегам избегать типичные ошибки. Они становятся поддержкой в сложных ситуациях и наставляют на путь постоянного самосовершенствования.
Профессия педагога-наставника
Педагоги-наставники относятся к особой категории работников в структуре образования. Их задачи заключаются в обучении и дальнейшем сопровождении подопечного. Наставничество в школе подразумевает координацию и контроль выполняемых действий, обмен опытом с лидерами, совместную деятельность по развитию конкретного проекта.
Цель педагога-наставника состоит в профессиональном обучении и воспитании своего подопечного в определенном направлении: дисциплинарном, научном, проектном и иных. Наставничество в школе предполагает взаимосвязь, в которой участвуют начинающий педагог и опытный учитель, который координирует его действия, способствует дополнительному развитию сопутствующих навыков и черт личности.
К основным функциям и обязанностям педагога-наставника можно отнести следующие:
Наставничество в школе формирует особую нишу в образовательной среде, где деятельность имеет в основе реальный педагогический опыт, лидерские способности и содействие развитию доверенной аудитории.
Педагог-наставник – это специалист, который, кроме классического обучения, выступает посредником в практической и научной деятельности. Опытный наставник личным примером показывает возможности для профессионального продвижения, помогает выстроить индивидуальный путь роста в профессии или в научной сфере.
Обязанности педагога-наставника
Присвоение квалификационной категории наставника накладывает на учителя ряд дополнительных обязанностей, связанных с наставнической работой. Новые правила прохождения аттестации подразумевают, что наличие наставнических категорий является поводом дифференцировать заработную плату. Соответственно, выполняя дополнительные обязанности, педагоги могут рассчитывать на прибавку к оплате труда.